14.10.2024 [13:19], Дмитрий Федоров
Эксперимент «Почты России» с использованием беспилотников для доставки грузов показал, что на данный момент такая услуга обходится в 152 раза дороже регулярного пилотируемого рейса и в 43 раза дороже чартерного. Целью эксперимента было снижение затрат до конкурентного уровня к 2024 году, но добиться этого не удалось — проект столкнулся с многочисленными проблемами: от высокой стоимости эксплуатации до недостаточной надёжности беспилотных летательных аппаратов.
Экспериментальная перевозка грузов с помощью беспилотников осуществлялась на маршруте между посёлком Тазовский и селом Антипаюта, находящимися в Заполярье. По данным «Почты России», стоимость доставки 1 кг груза на регулярном рейсе составляет 90 руб., на чартере — 315 руб., а с использованием беспилотников — 13,6 тыс. руб. Эти данные были представлены на конференции в Московском авиационном институте (МАИ) руководителем дирекции управления транспортом Георгием Баутином.
Основная задача эксперимента заключается в снижении стоимости доставки до уровня ниже, чем у пилотируемой авиации, к 2024 году. Однако достигнуть этого пока не удаётся, в том числе из-за недостаточной надёжности используемых беспилотных авиационных систем (БАС). В рамках эксперимента были протестированы три модели дронов вертолётного типа: SH-350 с грузоподъёмностью до 50 кг и SH-450 до 100 кг, разработанные компанией «Аэромакс», а также ВТ 440 грузоподъёмностью до 100 кг, созданный компанией «Радар ММС».
Одной из основных проблем, мешающих массовому внедрению беспилотников, является необходимость модернизации инфраструктуры. Наземная инфраструктура по большинству маршрутов уже позволяет осуществлять взлёт и посадку дронов, но существуют риски её невостребованности при переходе к автоматизированным сценариям доставки. Это обусловлено тем, что пока нет ясной стратегии по интеграции БАС в действующие транспортные системы, а авиакомпании не спешат сотрудничать с беспилотными операторами, опасаясь конкуренции и заостряя внимание на вопросах безопасности полётов.
Несмотря на возникающие трудности, «Почта России» полагает, что применение беспилотников возможно даже в сложных климатических условиях. Согласно оценкам компании, до 10 % отправлений курьерской службы, относящихся к сегменту «последней мили», можно было бы заменить на дроны при тарифе около 270 руб. за кг. Однако 90 % отправлений остаются недоступными для БАС из-за запретов на полёты в определённых зонах и ограничений по весу и габаритам грузов.
Авиакомпании, использующие пилотируемые воздушные суда для доставки грузов, пока не готовы активно взаимодействовать с разработчиками беспилотников, ссылаясь на необходимость приоритета пилотируемых рейсов. Заместитель директора компании «Радар ММС» Евгений Сиваев привёл пример Восточно-Мессояхского месторождения, где беспилотники применяются для логистики. Однако авиакомпании выделяют для полётов дронов лишь ограниченные временные слоты: утром и вечером по два часа, что существенно снижает эффективность работы БАС.
Основное препятствие для широкого применения беспилотных систем — административные барьеры. Основатель сервиса безопасности полётов RunAvia Андрей Патраков отметил, что, несмотря на частичное снятие некоторых ограничений для проведения экспериментов, реального прогресса в области регулирования коммерческого использования дронов пока не наблюдается. Реализуемый с 2023 года национальный проект по развитию беспилотных технологий также не принёс значимых результатов, так как ключевые вопросы снятия административных барьеров остаются нерешёнными.
По мнению Николая Ряшина, генерального директора компании «Русдронопорт» и эксперта НТИ «Аэронет», главной проблемой, сдерживающей массовое использование беспилотников, остаётся их высокая стоимость. Заказчики логистических услуг хотят получать решения, которые будут либо дешевле, либо быстрее, чем существующие методы. На данный момент дроны не могут предложить такие преимущества. По прогнозам Ряшина, массовое использование авиадронов возможно в России не ранее, чем через пять лет. Кроме того, беспилотники пока не могут эффективно работать в городских агломерациях, где существует реальная потребность в массовой доставке.
ссылка
РБК
Эксперимент «Почты России» с использованием беспилотников для доставки грузов показал, что на данный момент такая услуга обходится в 152 раза дороже регулярного пилотируемого рейса и в 43 раза дороже чартерного. Целью эксперимента было снижение затрат до конкурентного уровня к 2024 году, но добиться этого не удалось — проект столкнулся с многочисленными проблемами: от высокой стоимости эксплуатации до недостаточной надёжности беспилотных летательных аппаратов.
Экспериментальная перевозка грузов с помощью беспилотников осуществлялась на маршруте между посёлком Тазовский и селом Антипаюта, находящимися в Заполярье. По данным «Почты России», стоимость доставки 1 кг груза на регулярном рейсе составляет 90 руб., на чартере — 315 руб., а с использованием беспилотников — 13,6 тыс. руб. Эти данные были представлены на конференции в Московском авиационном институте (МАИ) руководителем дирекции управления транспортом Георгием Баутином.
Основная задача эксперимента заключается в снижении стоимости доставки до уровня ниже, чем у пилотируемой авиации, к 2024 году. Однако достигнуть этого пока не удаётся, в том числе из-за недостаточной надёжности используемых беспилотных авиационных систем (БАС). В рамках эксперимента были протестированы три модели дронов вертолётного типа: SH-350 с грузоподъёмностью до 50 кг и SH-450 до 100 кг, разработанные компанией «Аэромакс», а также ВТ 440 грузоподъёмностью до 100 кг, созданный компанией «Радар ММС».
Одной из основных проблем, мешающих массовому внедрению беспилотников, является необходимость модернизации инфраструктуры. Наземная инфраструктура по большинству маршрутов уже позволяет осуществлять взлёт и посадку дронов, но существуют риски её невостребованности при переходе к автоматизированным сценариям доставки. Это обусловлено тем, что пока нет ясной стратегии по интеграции БАС в действующие транспортные системы, а авиакомпании не спешат сотрудничать с беспилотными операторами, опасаясь конкуренции и заостряя внимание на вопросах безопасности полётов.
Несмотря на возникающие трудности, «Почта России» полагает, что применение беспилотников возможно даже в сложных климатических условиях. Согласно оценкам компании, до 10 % отправлений курьерской службы, относящихся к сегменту «последней мили», можно было бы заменить на дроны при тарифе около 270 руб. за кг. Однако 90 % отправлений остаются недоступными для БАС из-за запретов на полёты в определённых зонах и ограничений по весу и габаритам грузов.
Авиакомпании, использующие пилотируемые воздушные суда для доставки грузов, пока не готовы активно взаимодействовать с разработчиками беспилотников, ссылаясь на необходимость приоритета пилотируемых рейсов. Заместитель директора компании «Радар ММС» Евгений Сиваев привёл пример Восточно-Мессояхского месторождения, где беспилотники применяются для логистики. Однако авиакомпании выделяют для полётов дронов лишь ограниченные временные слоты: утром и вечером по два часа, что существенно снижает эффективность работы БАС.
Основное препятствие для широкого применения беспилотных систем — административные барьеры. Основатель сервиса безопасности полётов RunAvia Андрей Патраков отметил, что, несмотря на частичное снятие некоторых ограничений для проведения экспериментов, реального прогресса в области регулирования коммерческого использования дронов пока не наблюдается. Реализуемый с 2023 года национальный проект по развитию беспилотных технологий также не принёс значимых результатов, так как ключевые вопросы снятия административных барьеров остаются нерешёнными.
По мнению Николая Ряшина, генерального директора компании «Русдронопорт» и эксперта НТИ «Аэронет», главной проблемой, сдерживающей массовое использование беспилотников, остаётся их высокая стоимость. Заказчики логистических услуг хотят получать решения, которые будут либо дешевле, либо быстрее, чем существующие методы. На данный момент дроны не могут предложить такие преимущества. По прогнозам Ряшина, массовое использование авиадронов возможно в России не ранее, чем через пять лет. Кроме того, беспилотники пока не могут эффективно работать в городских агломерациях, где существует реальная потребность в массовой доставке.
ссылка
РБК